В современном мире многие психологи в своей работе используют направление сказкотерапии, которое предполагает различные методики, техники и стратегии. Существует множество оригинальных подходов и методик сказкотерапии, базирующихся на определенных научных положениях, например, есть сказкотерапевтическая психодрама, гештальт-терапия и сказкотерапевтический юнгианский подход.
Сказкотерапия с одной стороны является научной направленностью конкретного психолога - сказкотерапевта, а с другой представляет собой огромную область всевозможных приемов и способов работы со сказкой.
Понятие «сказкотерапия» родилось в отечественной психологии, а на западе есть только использование сказки в разных методиках. В Санкт-Петербурге в 90-е годы появился Институт сказкотерапии, который до сих пор под руководством Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой. Данное учреждение является питерской школой сказкотерапии и реализует интересные подходы по работе с детьми, методики сказкотерапии применяются в развивающих целях.
На сегодня сказкотерапия применяется не только на тренингах в школах, где занимаются с детьми и учителями, но и в сфере бизнес-консультарования. Становятся популярными бизнес-тренинги и деловые игры, в которых для решения стратегических или развивающих бизнес-задач используют сказки.
Большинство московских сказкотерапевтов придерживаются юнгианского подхода, остальная часть ориентируются на психодраму и гештальт-терапию.
На данный момент в нашем обществе сказкотерапевтов есть два вице-президента, являющиеся специалистами в области психодрамы: Виктор Семёнов и Игорь Гриншпун.
Иногда вместо термина «сказкотерапия» можно встретить понятие «метафоротерапия», так как в работе могут обращаться не только к сказкам, но и к всевозможным историям, притчам, легендам. Но из-за того, что слово «сказкотерапия» более благозвучное, оно и стало наиболее популярным.
Метафорой называют языковой троп, который заключается в использовании переносного значения для определения какого-либо свойства или качества предметов и явлений. То есть метаморфическое мышление означает возможность изящного и часто неожиданного переноса свойств с одного на другое.
Основным механизмом действия метафор является интерпретация и экстраполяция скрытых замыслов, имеющихся в сюжете сказки. Иногда скрытые смыслы являются пищей для размышления не только слушателям и рассказчику, но и самому психологу. Для того, кто воспринимает данную сказку, эти смыслы могут иметь особое значение.
Самое удивительное в метафоре то, что в ней содержится гораздо больше смыслов, нежели можно увидеть при первом прочтении. Можно сказать, что метафора имеет множество слоев, которых всегда гораздо больше, чем любая интерпретация.
Благодаря метафоре у человека появляется возможность безопасно высказать свое мнение и заявить о свое проблеме, избежав «прямого столкновения» с собеседником.
Благодаря метафорам человек высказывает нестандартные, свойственные только ему видения и отношение к конкретной ситуации, что позволяет понять особенность и значимость определенного события и проблемной ситуации.
Метафора является неотъемлемой частью творчества, и терапевтический эффект возникает благодаря обращению к творческим ресурсам человека, раскрытию его внутреннего потенциала, то есть если человек творит, то он способен развиваться и излечиваться.
Когда человек приходит к психологу и рассказывает свои проблемы, то соотнеся их с определенным сказочным сюжетом, психолог не только понимает суть проблемы, но и находит пути ее решения.
Часто когда человека просят сочинить сказку о своей жизни и проблеме, которая возникла, он не знает, как закончить данную сказку. Опытный психолог на данном этапе намечает возможные пути выхода из данной ситуации и вместе с пациентом, подбирает оптимальные решения проблемы. То есть благодаря психологу человек решает проблему в метафорическом поле, а затем с уверенностью преодолевает ее в реальной жизни.